A PHP Error was encountered

Severity: 8192

Message: Non-static method CI_User::getUserInfo() should not be called statically, assuming $this from incompatible context

Filename: controllers/blogs.php

Line Number: 361

Смотреть отзывы

В пятый день нашего пребывания на Буковине мы решили отправится в центр старообрядчества на границе с Румынией село Белая Криница, известное своим собором Успения Пресвятой Богородицы, а заодно и осмотреть окрестные достопримечательности.

Первой остановкой на нашем пути стала церковь в селе Черепковцы Глыбокского района.

 

По внешнему виду храма видно, что он построен довольно давно, однако ничего кроме коротенькой подписи к фотографии, что это церковь святого Михаила 1892-95 годов постройки, в сети мне обнаружить не удалось. В списке достопримечательностей храм также не значится, поэтому придется принять на веру, что представшая перед нами церковь построена в 1892-95 годах и названа в честь архистратига Михаила. Сегодня церковь действующая. С подворья церкви на среди многоэтажек хорошо просматривается массивная башня дворца местных помещиков Скибинецких.

Сейчас территория имения закрыта для посещения, так как в ней находится военная часть. Через забор можно увидеть только фрагмент самого дворца и небольшой кусочек прилегающего сада.

Погуляв немного на детской площадке возле общежитий военной части, мы отправляемся дальше в соседнее село Старый Волчинец. Здесь любителей архитектуры ждет каменная церковь Рождества Богородицы 1900 года, а также большой и один из лучших в Украине сельских музеев.

О самом селе известно немного. Первые упоминания о нем относятся к началу XVIII века, а с 1770-х годов Старый Волчинец, как и окрестные села, стал заселяться русскими старообрядцами.

Из Старого Волчинца уже недалеко до его соседа села Белая Криница, с которым у них общая сельрада.

Не смотря на весьма скромные размеры села, население которого составляет всего около 170 жителей, Белая Криница является одним из самых известных культовых мест Буковины, ведь именно здесь почти на самой границе с Румынией находится величественный Успенский собор – центр старообрядничества. Узенькая укатанная тропинка, соединяющая Старый Волчинец и Белую Криницу, без труда приведет вас в самый центр земли староверов и центр Русской Старообряднической церкви.

Перед тем как перейти к описанию местных достопримечательностей хочу сказать пару слов о самом селе. В отличие от многих сел Буковины, Белая Криница не может похвастаться длинной историей, так как поселение в урочище Варница появилось только в 1780-х годах. Именно тогда императорским указом австрийское правительство, заинтересованное в заселении Буковины, разрешило переселение сюда старообрядцев, которые подвергались гонениям на территории Российской империи. Так возле родника с известковой водой, который у румын назывался Фынтыны Албэ или Белый Источник, возникло поселение, получившее название Белая Криница. Одновременно с селом переехавшие липоване основали мужской монастырь, вскоре ставший резиденцией старообрядческого архиерея. В 1844 году белокриницкий монастырь получил статус епархии, а с 1846 года стал митрополией, которая посвящала старообрядческих священников и епископов со всего мира.

На сегодняшний день в селе сохранилось сразу два храма старообрядцев. Старший из них – это деревянная церковь святых Косьмы и Демьяна, построенная в конце XVIII века, в стиле деревянного украинского зодчества. Позднее в XIX веке храм несколько раз перестраивался, в результате чего Косьмодемьяновская церковь приобрела свой современный вид.

 

Немного дальше по дороге расположен шедевр культового зодчества и одно из главных достояний Буковины – Собор Успения Пресвятой Богородицы. Величественный комплекс построен в 1900-08 годах по проекту австрийского архитектора В.Клика на средства московского купца Глеба Степановича Овсянникова в честь рано умершего сына Александра.

 

Описывать Успенский собор в Белой Кринице занятие неблагодарное, поскольку трудно передать всю красоту храма словами. Внешний вид собора не портят даже некоторые трещины и следы разрушения, заметные на фасаде здания. Все это с лихвой компенсируется яркостью керамической облицовочной плитки и изящными формами самого строения.

К сожалению, не удалось нам увидеть внутреннее убранство собора, которое должно быть представлено несколькими резьбленными иконостасами работы владимирских умельцев и живописцев Палеховских мастерских.

Между двумя главными храмами притаилась небольшая «зимняя» деревянная церковь:

А электрические столбы облюбовали для себя аисты.

Из Белой Криницы отправляемся в Верхние Петровцы и Красноильск.

В Верхних Петровцах нас встречает новая церковь

И римско-католический костел святого Антония, возведенный в 1907 году

А на холме виднеются абрисы монастыря святых Женщин-Мироносиц

Еще немного и мы оказываемся в большом поселке Краисноильск, который известен с 1431 года. Вплоть до середины ХХ века Красноильск состоял из двух отдельных поселений: нижняя часть села с конца XVII века принадлежала шляхтичам Ильским, а верхняя носила название Красна Путна или Красна. Только в 1968 году два соседних села объединились один, при чем часть их старых названий перешло в новое Красно-Ильск. С начала XIX века Красная была известна своим стеклозаводом, на котором выпускалось пустое и листовое стекло.

Здесь мы делаем остановку на обед возле придорожного кафе, а сами, пока готовится еда, отправляемся осматривать местные достопримечательности. Прямо перед нами находится Троицкая церковь с непропорционально большими куполами.

К сожалению, о данном культовом сооружении никакой информации мне обнаружить не удалось, даже название было определено по иконе над входом в храм. Возможно, храмовый комплекс, включающий в себя церковь, колокольню и симпатичный забор с резными воротами был построен в 1982 года, по крайней мере именно эта дата указана на столбах.

Через заднюю калитку Троицкой церкви можно пройти к бывшей лютеранской кирхе, которую сегодня занимают вроде бы баптисты. Правда здание испорчено кондиционерами и новыми пластиковыми окнами, поэтому распознать в нем долгожителя довольно сложно.

Пообедав, мы отправляемся на южную окраину Красноильска хутор Слатина, где с 1995 года ведется строительство женского монастыря Святого Великомученика Иоанна Сучавского «Слатина». Указатель на монастырь установлен возле основной трассы, ведущей через поселок в сторону румынской границы, правда, почему-то только с одной стороны. Если ехать от границы в центр Красноильска его можно просто не заметить. С основной дороги к монастырю ведет сначала асфальтированная, а потом грунтовая дорога, которая петляет среди новой застройки поселка. Большинство домиков радует взгляд красивой новой отделкой. Особенно понравилось небольшое «имение», состоящее из дома, беседки и собственного пруда с небольшим островком по середине:

Еще немного вверх по узкой дороге и мы на вершине холма, на котором высятся строения монастыря.

Официальной датой основания монастыря считается 12 сентября 1996 года, когда по ходатайству архиепископа Черновицкого и Буковинского Онуфрия Священный Синод УПЦ благословил открытие обители в честь святого великомученика Иоанна Сучавского, пострадавшего за веру в 1340 году. На сегодняшний день в монастырский комплекс входит монашеский корпус с домовым храмом, колодец и большой храм в честь Иоанна Сучавского, освященный в 2002 году. Правда, строительные работы в главном храме обители еще не закончены и открыт он как правило только в праздничные дни. Особенно много паломников бывает в Слатине 15 июня – в день памяти Иоанна Сучавского.

Дальше возвращаемся на главную трассу и немного дальше сворачиваем налево (если ехать со стороны Сторожинца и Черновцов, то направо) на главную улицу поселка, которая сегодня носит имя Стефана Великого, а еще не давно называлась в честь вождя мирового пролетариата.

Здесь в самом центре Красноильска рядом с двухэтажным зданием старого сельсовета находятся главные достопримечательности Красноильска – большая семикупольная Покровская церковь и самое старинное сооружение поселка – церковь Иоанна Предтечи.

  

Кроме этих двух храмов церковное подворье украшает симпатичная часовенка в румынском стиле и старинная изба, в которой расположился местный этнографический музей.

Привлекает внимание и резная каменная ограда.

Немного дальше по дороге за надписью санаторий прячется бывший панский дворец с парком. К сожалению, техника немного подвела и получилось всего две фотографии. А жаль, ведь главный вход с балконом и скатной крышей очень красивый.

Из Красноильска мы начинаем понемногу продвигаться в сторону Сторожинца и первую остановку делаем в центре села Чудей. Здесь на развилке дорог сохранилось сразу несколько старинных вилл конца XIX – начала ХX века, которые сегодня занимают различные учреждения.

 

Само село достаточно примечательно. Сегодня в нем проживает около 5 тысяч человек. Относительно происхождения Чудей или Чудин (так село называлось в австрийские времена) существует несколько версий. Одна ссылается на легенду о целительном источнике, вода из которого помогала вылечивать болезни глаз, что посчитали «чудом». Другая выводит название от протекающего сквозь село небольшого потока – Чудин. Первые же письменные упоминания о поселении относятся к 1707 году, когда местная помещица М.Комиссо дарит его монастырю в Путне. С конца XVIII века Чудин-Чудей принадлежал православному религиозному фонду. В 1803 году в селе начал свою работу стеклозавод, проработавший без остановок вплоть до начала ХХ века. Кроме того во времена Австро-Венгрии Чудей имел статус торгового местечка Сторожинецкого повета Герцогства Буковины, что давало ему право на собственную печать с гербом. На гербе был изображен серебряный щит, а на нем коричневый олень с черными рогами и копытами. Статус торгового местечка не мог не привлечь в Чудей евреев. И действительно в селе вплоть до Второй мировой войны проживала большая еврейская община. К сожалению, сегодня о ней напоминает только достаточно большое кладбище на окраине. Основное развитие Чудея началось в начале ХХ века, когда окрестными лесами заинтересовались предприниматели. На их средства в селе были открыты лесопильный завод, различные мастерские, две мельницы и склады. Кроме этого в 1908 году Чудей стал конечной станцией 22,5-километровой ветки узкоколейки Буковинской локальной железной дороги. В советское время (1946 году) село, находящееся в междуречье рек Малый Серет и Серетель, получило название Междуречье.

Помимо административных строений австрийского периода в Чудее сохранилась каменная Николаевская церковь, построенная в 1879 году в румынском стиле.

Сегодня культовое сооружение впечатляет количеством куполов (их здесь 7) на относительно маленькой крыше.

Из Чудея через Буденец мы направляемся в село Череш. Здесь вдоль дороги уже видны холмы, покрытые лесом, которые составляют главное достояние Буковинского Прикарпатья.

В отличии от соседей история Череша совсем не известна, очевидно, поселение не имело какого-либо важного значения, хотя в нем и сохранилось сразу три архитектурных достопримечательности.

Первыми справа от главной дороги нам на глаза попадаются купола Дмитриевской церкви, построенной, как утверждают интернет источники в 1821 году. Храм в гуцульском стиле по той же информации должен быть деревянным, однако это состояние сохранится недолго.

 

Уже сейчас найденную нами среди жилой застройки церковь трудно назвать деревянной. Вскоре после завершения «реставрации» все дерево будет скрыто под слоем гипсокартона и штукатурки. Пока же еще видно, что храм действительно сложен из бревен.

Рядом в тени новой каменной колокольни притаилась ее скромная деревянная предшественница.

К сожалению, Череш не единственное месте на Буковине, где деревянные храмы после реставрации перестают быть похожи сами на себя.

В отличие от православной Дмитриевской церкви другое культовое сооружение Череша – костел святых Петра и Павла, избежавший «реставрации», имеет более привлекательный вид.

Небольшой костел построен в 1930-х годах местной немецкой общиной. Сейчас здание покрашено и используется по прямому назначению.

Недалеко от костела дорога начинает петлять и выводит нас к необычному длинному одноэтажному сооружению с маленькими симпатичными башнями – это и есть нужный нам бывший барский особняк с парком.

Сегодня здание и окружающая его территория принадлежат психоневрологическому диспансеру. Вокруг дворца свободно разгуливают «люди», здесь живущие, большинство из которых наш приезд очень взбудоражил. Некоторые из них стали бежать нам на встречу – зрелище не для таких слабонервных как мы, поэтому мы, сфотографировав дворец через забор, предпочли быстренько сесть в машину и уехать.

Дальше по уже раз проезженной дороге возвращаемся в Буденец.

Само село известно еще с 1435 года, а название произошло от потока Будей, протекающего неподалеку. Во времена Австро-Венгрии Буденец принадлежал польским шляхтичам Волчинским, а после них в качестве приданного перешел к представителям семьи Микули. Именно во времена Волчинских-Микули в селе появился симпатичный дворец во французском стиле, который сегодня является одним из самых красивых на территории Буковины.

Практически сразу возле поворота на Череш на перекрестке в глаза сразу бросается здание большой новой церкви и расположенного напротив дворца. Сначала иду осматривать культовые сооружения. Грунтовая дорога проходит мимо красивых резных ворот с табличкой, что на этом месте планировалось построить туристический комплекс и, как говорится в информации в сети, бювет гидрокарбонатно-натриевой минеральной воды «Буковинская-2». Видимо, денег на это не нашлось, поэтому сейчас участок продается. Еще немного вперед и перед нами открывается поляна, в середине которой стоит новая каменная церковь и небольшой деревянный храм «хатного» типа, освященный в честь святых архангелов Михаила и Гавриила (построен в 1799-1803 годах). Рядом находится небольшая квадратная колокольня.

От культовых сооружений переходим к светским. Для этого в Буденце стоит только перейти через дорогу. Здесь на небольшом холме над трассой расположился симпатичный дворец семьи Волчинских-Микули. Вокруг дворца сохранился небольшой парк, хотя правильнее сказать намек на парк, так как среди школьных площадок трудно узнать парковые насаждения.

Сегодня в здании находится буденецкая общеобразовательная школа с румынским языком обучения.

Из центра Буденца начинаем двигаться в сторону Сторожинца, но на выезде внимание привлекает небольшая часовенка, построенная в конце XIX века. А в это время погода опять портиться, начинает накапывать дожди, в результате чего на улице сразу становится холодно и неуютно. Все это мешает по достоинству оценить красоту районного центра города Сторожинца.

Сторожинец - поселение с довольно древней историей. Первые упоминания о нем встречаются в грамоте молдавского господаря Романа II, датированной 18 февраля 1448 годом, хотя, вероятно, поселение на берегу Серета существовало и раньше. В свою очередь название города – это производная от словосочетания «сторожевой пост на Серете».

О молдавском периоде в истории Сторожинца известно немного, лишь то, что здесь имелся свой церковный приход, а сам городок входил в состав Сучавской области. Несколько улучшилось положение Сторожинца после присоединения Буковины к Австро-Венгрии (1774 год). Австрийское правительство было крайне заинтересовано в заселении присоединенных земель, поэтому в Сторожинец потянулись переселенцы из Германии, Австрии, Румынии и, конечно, евреи, так как развитие практически любого города связано именно с этой трудолюбивой нацией. Приток иммигрантов способствовал тому, что в «городе на Серете» появились первые школы, начали действовать первые коммерческие предприятия, заработали кирпичный и лесопильные заводы, винокурня. Для транспортировки местных товаров город связали железнодорожным соединением с Глыбокой и Берегометом. Статус города Сторожинец получил в 1854 году, а в 1904 году стал поветовым центром Австро-Венгрии.

В начале ХХ века Сторожинец был типичным австрийским городом с ратушей, несколькими храмами и мощенными улицами, основную часть населения его составляли евреи. К сожалению, сегодня в городе сохранилось совсем немного следов их пребывания: здание синагоги на улице Федьковича и кладбище – киркут по дороге на Черновцы вот и все, что осталось от некогда большой общины. Позднее Сторожинец разделил участь всего края, так после Первой мировой войны город стал румынским, в 1940 году – советским, а уже 7 июля 1941 года его захватили войска фашистской Германии и Румынии.

Под накрапывающий дождь мы въезжаем в Сторожинец и вскоре останавливаемся в самом его центре. Именно отсюда мы начинаем наше знакомство с этим одним из самых зеленых городов Буковины. Первым значимым строением на нашем пути становится городская ратуша, на высокой башне которой гордо развивается украинский флаг, а на фасад отмеряют время главные городские часы.

Вокруг ратуши расположилось сразу несколько миленьких камениц, построенных в конце XIX – начале XX века. Большинство из них радует сегодня глаз яркой новой раскраской.

 

Напротив, ратуши за забором разместился очень милый небольшой и по-домашнему уютный детский сад, а за ним небольшой парк, названный в честь Юрия Федьковича.

На одной из площадок установлен бюст писателю.

Через дорогу от парка на улице Шевченко соседствуют сразу два культовых сооружения – римско-католический костел святой Анны (1853-57 года или 1904 год)

и православная (румынская православная церковь) церковь святого Георгия (1829 год).

Дальше через парк выходим на улицу Видиневского, здесь нас встречает самая старая школа Сторожинца,а немного впереди еще одно симпатичное здание.

Недалеко от центра, перейдя через Серет, можно увидеть бывшую евангелистскую церковь, построенную немецкой общиной города в 1909-11 годах.

Правда, ее мы осматривали уже в другой день, поскольку на архитектурных достопримечательностях центра, наше знакомство со Сторожинцом прервал дождь. Пришлось быстренько прятаться в машину. Именно поэтому рассказ о главной жемчужине города – дворце Оренштайнов и сторожинецком дендропарке уже в следующем посте. 

Еще по теме ...

8 дней в Буковине. Часть 1. Знакомство с Буковиной. Неоготика в подольской глуши и Здравствуйте, Черновцы

8 дней в Буковине. День 2. Ильинские церкви в Топоровцах, случайно найденная 120-летняя церковь в Редковцах и противница Черновцов Садгора

8 дней на Буковине. День 3. Кицмань, летописный Васильев, приднестровские монастыри, тернопольские Залещики, окрестности Черновцов и купание в Пруте

8 дней на Буковине. День 4. К румынской границе – Банчены, Герца, Маршинцы, Новоселица и комплекс Солнечная долина

8 дней на Буковине. День 6. Черновицкие кладбища на улице Зеленой, снова Солнечная долина и дворец в буковинской глуши

8 дней на Буковине. День 7. Длинная дорога в горы – самые красивые дворцы и природа Буковины

8 дней на Буковине. День 8. Черновцы и обратная дорога домой.



8 дней на Буковине. День 5. Черепковцы, Белая Криница, Красноильск и Сторожинец – старообрядческие храмы и буковинские дворцы вдоль румынской границы - Много мест

8 дней на Буковине. День 5. Черепковцы, Белая Криница, Красноильск и Сторожинец – старообрядческие храмы и буковинские дворцы вдоль румынской границы

A PHP Error was encountered

Severity: 8192

Message: Non-static method CI_User::getLoggedUserId() should not be called statically, assuming $this from incompatible context

Filename: left_blocks/user_menu.php

Line Number: 22

A PHP Error was encountered

Severity: 8192

Message: Non-static method CI_User::is_logged_in() should not be called statically, assuming $this from incompatible context

Filename: left_blocks/user_menu.php

Line Number: 35

A PHP Error was encountered

Severity: 8192

Message: Non-static method CI_User::getLoggedUserId() should not be called statically, assuming $this from incompatible context

Filename: left_blocks/user_menu.php

Line Number: 77

A PHP Error was encountered

Severity: 8192

Message: Non-static method CI_User::is_logged_in() should not be called statically, assuming $this from incompatible context

Filename: left_blocks/user_menu.php

Line Number: 77

 Поделиться



 Отзывы
На данный момент комментариев нет, Вы можете стать первым.

Имя
Текст комментария
Проверочный код(нажмите на картинку, чтобы обновить текст)





БЛОГ
ЧИТАТЬ ВСЕ БЛОГИ

Новости